Версия для слабовидящих
(3435) 33-55-69
Пн - Сб с 8:00 до 17:00

Психологическое сопровождение



Опыт реализации программы психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка в период обучения в начальной школе

Принятая правительством РФ Концепция модернизации образования на период до 2010 г. определяет цели и задачи по воспитанию компетентной личности, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Цель образовательной деятельности педагогического коллектива МОУ СОШ № 9 со-относится с приоритетами, выбранными Правительством РФ и определяется как создание условий для самовыражения у всех участников образовательной среды.

Система психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка в МОУ СОШ № 9 учитывает современные реалии, приоритеты Программы развития школы самовыражения, ключевые документы о деятельности педагога-психолога.

Исходными посылками в практике осуществления психолого-педагогического сопровождения развития личности в условиях МОУ СОШ № 9 выступали следующие утверждения:

  • Самовыражение – формирование собственной субъектной позиции в отношении мира, других людей, своей собственной жизни.
  • Субъектность – содержательная сущность человека, право быть самим собой, принимать решения, нести ответственность за свои действия и поступки.
  • Развитие – движение вперед, изменение, вызревание нового качества.
  • Развитие личности ребенка целесообразно осуществлять через постановку задач саморазвития.
  • Задачи развития личности ребенка определены как социокультурные (запрос от общества), возрастные и индивидуальные.
  • Развитие может быть психолого-педагогической задачей взрослого. Это то, на что можно целенаправленно влиять.

Все вышесказанное позволило осознать, что приоритетная позиция педагога-психолога предполагает включенность его в деятельность школы как в систему, ориентированность на всех субъектов ОП (включая ребенка, родителей, учителя, администрацию).

Сопроводительная деятельность учитывает те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и направлена на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром. Данная особенность сопроводительной деятельности учитывается всеми членами педагогического коллектива МОУ СОШ № 9, который рассматривает образовательную среду как событийную общность ребенка и взрослого, предоставляющую растущей личности множество равнодостойных возможностей для саморазвития и самоактуализации.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. Создание предпосылок для формирования способности к саморазвитию у учащихся. Решение этой задачи должно позволить человеку быть подлинным автором своей жизнедеятельности, определять перспективы своего самосовершенствования.
  2. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения. Решение этой задачи позволяет взрослым, влияющим на процесс становления личности ребенка владеть актуальной информацией о нем.
  3. Повышение мотивации на формирование активной творческой позиции в отношении своей жизни через позитивное использование скрытых личностных ресурсов. Решение этой задачи предполагает формирование у каждого взрослого, работающего с ребенком убеждения в необходимости актуализировать положительные личностные ресурсы, что позволит ребенку осознать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор.

Объектом исследования при организации психолого-педагогического сопровождения является возрастная динамика становления субъектности детей в период их обучения в начальной школе.

Предмет исследования: методы, способы, приемы проектирования и реализации образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и расширение жизненного опыта детей как условия и средства становления их субъектности.

Гипотеза: психологические курсы, психологические игры, освоение различных психотехник и реализация определенного набора образовательных программ приведет к созданию эффективной, востребованной в школе системы психолого-педагогической поддержки развития субъектности ребенка.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы:

  1. Групповая работа с элементами социально-психологического тренинга.
  2. Консультационно-психологическая помощь.
  3. Психологические игры и акции, освоение различных психотехник.
  4. Информационно-просветительская работа (лекции, встречи, родительские собрания, дебаты, диспуты).
  5. Организация методических семинаров для субъектов ОП.
  6. Проведение мониторинговых процедур.
  7. Аналитическая деятельность.

Стержневым видом деятельности по психолого-педагогическому сопровождению является групповая формаработы.

Организационная модель сопровождения претерпевала изменения в течение ряда лет. Это было обусловлено осознанием того, чемболее систематичной и продуманной будет работа психолога и педагогического коллектива в течение первых лет обучения, тем меньше детей будут попадать в категорию «малоуспешных» в дальнейшей жизни.
[files]

Файл PDF
Психолого-педагогическое сопровождение
Размер файла: 164.7Кб | Обновлен: 22.07.2020

Файл PPT
Система психологического сопровождения
Размер файла: 3.3Мб | Обновлен: 22.07.2020

[/files]