Психологическое сопровождение
В МАОУ СОШ №9 работают педагоги-психологи Григорьева И.Н. и Бугаенко К.В.
Нормативно-правовое обеспечение работы педагога-психолога
В перечень нормативной правовой документации входят:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г. №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11 мая 2016 г. N 536 г. Москва «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
- Методические рекомендации в системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях 2020 год.
- Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года и др.
Категории обучающихся, с которыми работают психологи:
- Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
- Дети, испытывающие трудности в обучении
- Категории детей, нуждающиеся в особом внимании, в связи с высоким риском уязвимости:
- Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды
- Дети с отклоняющимся поведением (девиантное поведение детей и подростков, суицидальное поведение детей и подростков)
- Одаренные дети
В соответствии с основными направлениями психолого-педагогического сопровождения целевых групп определены конкретные формы и содержание работы педагогов-психологов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, психологическое консультирование и просвещение педагогов, родителей (законных представителей), других участников образовательных отношений, психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы (в структуре реализации индивидуального образовательного маршрута).
Психолого-педагогическая и социальная реабилитация так же является обязательным направлением деятельности при обучении обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью. Особое место уделяется социокультурной и профессиональной реабилитации как части комплексной психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в общеобразовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания условий для обучения и воспитания детей.
В МАОУ СОШ №9 функционирует психолого-педагогический консилиум (ППк), цель которого –способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Взаимодействие с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), а также решение актуальных вопросов обучения, адаптации и социализации детей-инвалидов осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации и Минтруда России.
В школе функционирует кабинет психологической разгрузки; имеется оборудование для релаксации (генератор запахов и звуков, световая пушка, театр кукол для драма-терапии). Для психодиагностической работы приобретен и используется комплект Семаго (психологические методики для оценки особенностей развития детей). Для изучения различных психологических тем приобретены: набор карточек для развития у ребёнка навыков общения и уверенности в себе, комплект «Мастер сказок», комплект учебников «Психология» с 3 по 9 класс, тестовые задания для проверки знаний детей «Готов ли ты к школе?», новые материалы серии «Информационные стенды для родителей», психологические квесты по решению проблем взросления и развития.
Ежегодно педагоги-психологи повышают свою квалификацию на различных курсах и обучающих программах.
В школе реализуются циклограммы психолого-педагогического сопровождения учащихся в различные возрастные периоды, позволяющие предупреждать проявление девиаций среди учащихся.
Перед началом психологической работы с обучающимися собираются согласия родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя:
- психологическую диагностику (индивидуальную и групповую);
- психологическое консультирование (по желанию)
- участие ребенка в развивающих занятиях;
- консультирование родителей (по желанию)
- при необходимости – посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий;
Педагог-психолог обязуется:
- предоставлять информацию о результатах психологического обследования обучающегося при обращении родителей (законных представителей);
- не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с обучающимся и его родителями (законными представителями)
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
- Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам.
- Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.
- Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами.
О таких ситуациях родители информируются в обязательном порядке.
Родители (опекуны) имеют право отказаться от психологического сопровождения обучающегося без дополнительных разъяснений. Отсутствие согласия на психологическое сопровождение обучающегося означает, что педагог-психолог не проводит какие-либо действия в отношении обучающегося.