Страницы истории
Тагильскому образованию — 300 лет. Какие чувства охватывают нас, педагогов, когда мы говорим об этой дате? Гордость,осознание причастности к прекрасным делам, которые хранит история тагильского образования. И еще большую гордость испытываем, когда имеется возможность рассказать о любимой школе . Интересно все, событийная лента велика: судьбы педагогов, учеников, исторические фрагменты, добрые традиции, воспоминания, уникальные архивные документы и экспонаты, старые фотографии… Так было когда-то…Очень давно… И сердце наполняется волнением и трепетом, и вновь и вновь мы обращаемся к истокам… Нашей школе в 2010 году исполняетс 75 лет , и, безусловно, история школы в истории тагильского образования оставила большой след. Но как все начиналось?
30-е годы
В 1931 году по решению ЦК ВКП(б) в Нижнем Тагиле началось строительство гигантского вагоностроительного завода. Завод должен был в кратчайшие сроки ликвидировать недостаток грузовых вагонов, необходимых сотням новостроек страны.
Весной 1932 года в соцгороде появились первые школьники. Школа заняла часть барака на пересечении нынешних улиц Н. К. Крупской и Серго Орджоникидзе.
После первых палаток строителей началось строительство бараков и брусковых домов. В одном из таких бараков в сентябре 1932 года и расположилась ФЗС (фабрично-заводская семилетка) № 30. В школе велись не только учебные занятия, с первых дней там начали работу кружки «Безбожник», драматический, хоровой, Осоавиахима. Все школьники снабжались горячими завтраками. За первую четверть члены органов детского самоуправления (самым старшим был 5-й класс) провели четыре общешкольных собрания. В 1933 году школу возглавила А. В. Цикина.
Обком и Горком ВКП(б) детально обсуждал структуру нового соцгорода. Он первоначально был рассчитан на 3 равных по населению района. Каждый район состоял из нескольких кварталов. В каждом квартале планировалось строительство одной школы. К осени 1934 года в районе работали уже 8 школ, в которых проходили обучение 3167 учеников. Все школы размещались в бараках и квартирах брусковых домов.
К жизни новых соцгородов было приковано всеобщее внимание. Коллегия Наркомпроса заслушивала отчеты педагогов области и города о школьном строительстве. В начале 1935 года делегация педагогов, в состав которой входили А. В. Цикина и О. К. Цишевская (учитель биологии школы № 30), встречались с Н.К.Крупской и наркомом просвещения РСФСР А. С. Бубновым. В августе 1934 года при посещении строительства завода нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе встретился с делегацией учеников и пообещал выделить средства на строительство капитальных школьных зданий.
21 февраля 1935 года школа № 40 из брускового дома переехала в двухэтажное каменное здание, а в начале 1935 года приказом наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе начальнику Уралвагонстроя было предложено в течение года построить 2 каменных четырехэтажных школьных здания, на что было выделено 1095 тысяч рублей. Так, среди бараков выросли школы с большими светлыми классами. Одна из них наша, девятая.
1 сентября 1935 года средняя школа № 9 впервые встретила своих учеников (1–9 классы). Старшеклассники перешли со своими учителями из школы № 30. Директором школы был назначен Семен Львович Левин; учителями: К. И. Борейшо (литература), А. М. Кожевникова (математика), Н. И. Мордовина (химия), Д. И. Базунов (начальная школа, комсорг школы), П. А. Алексеев (история) и другие.
В школе с первых дней началась работа комитета ВЛКСМ и учкома.
Девятиклассники, а через год выпускники школы были душой коллектива. При их активном участии работали химический, драматический, стрелковый и другие кружки. Особенно настойчиво они вместе со своими учителями добивались глубоких и прочных знаний. Лучшим учеником класса был Леня Куперов, в дальнейшем выпускник физического факультета Ленинградского университета, старший научный сотрудник института Арктики и Антарктики, почетный полярник.
Старшеклассники увлекались спортом, часто защищали честь района на соревнованиях. Многие из них активно работали в кружках детской технической станции. При их участии создавался заводской парк и стадион, планерная школа. Организатором многих интересных дел школьников был Д. И. Базунов. В 1937–1941 гг. он был избран председателем колхоза в селе Лая. С первых дней войны был призван в действующую армию, весной 1942 года году политрук Д.И. Базунов погиб.
В мае 1937 года в школе был первый выпуск. Великая Отечественная война оставила глубокий след в судьбах первых выпускников школы.
После окончания Московского института инженеров железнодорожного транспорта ушел добровольцем на фронт и погиб в одном из боев Леня Петров. Прервав учебу в УПИ, ушел защищать Родину Коля Байбузенко, встретивший День Победы командиром полка в поверженном Берлине; получил тяжелое ранение в боях под Москвой Вася Палин, прервавший учебу в свердловском горном институте. Многие из 13-ти первых выпускников трудились на военных заводах.
Среди выпускников 1938 года своей целеустремленностью выделялись Ваня Романов, Женя Наградов, Фила Соколова, Гавриил Шестопалов. Активным участником художественной самодеятельности была Нина Рагозинникова. Наградов и Романов, окончившие по два вуза, несколько десятилетий работают во внешнеторговых организациях. Погибли М. Плохов, Р. Шестопалов. Всю войну работала на заводе технолог и комсомольский вожак Ф. Соколова, прервавшая учебу в Москве, в институте инженеров железнодорожного транспорта.
Так начинался большой интересный путь 9 школы, путь длинною в 75 лет…
Рождение первых традиций (1939-1940 гг.)
В конце 1937 года директором школы стал Николай Александрович Щербаков. Два года он руководил школой, затем на 1-й сессии Дзержинского райсовета депутатов был утвержден заведующим районо. Отличные уроки истории, уважение к людям, авторитет у учеников были характерны для Н. А. Щербакова. 29 января 1939 года в школе был проведен первый вечер встречи выпускников. В годы Н.А.Щербаков был штурманом морской авиации Северного флота, неоднократно участвовал в схватках с врагом. В последующие годы, окончив исторический факультет военно-морской академии и защитив диссертацию, он много лет преподавал историю военно-морского искусства и работал над созданием морских атласов.
В 1938–39 гг. в школе было 10 начальных классов (1-4 класс) с 370 учениками, девять средних классов (5-7 класс) с 343 учениками и три старших (8-10 класс) с 97 учениками. Завучем школы был Николай Александрович Самарин, учитель математики, энергичный человек. Командир роты 238-го стрелкового полка лейтенант Самарин погиб в бою с врагами 21 октября 1944 года. Ведущим математиком школы в 1935–45 гг. была А. М. Кожевникова, которой были присущи пунктуальная требовательность к знаниям учеников, хорошее изложение материала. Подавляющее большинство ее учеников имели высокие оценки по математике.
Одним из лучших учеников выпуска 1940 года был Леня Прищеп. После двух лет учебы в московском вузе он четыре года воевал с фашистами, затем успешно окончил Московский институт инженеров сельского хозяйства, ныне он является крупным специалистом электрификации сельского хозяйства, доктором технических наук, академиком ВАСХНИИЛ.
Активистами художественной самодеятельности были В. Решетников, В. Базай, В. Мешавкин, А. Кириллов. Все они защищали Родину, В. Решетников и А. Кириллов отдали свои жизни в боях с врагом.
С первых дней школу № 9 возглавлял С. П. Борейшо – учитель физики. В грозные годы войны он, как и учителя Б. А. Глотов, В. А. Малиновский, В. В. Кузнецов, И. П. Захаревич, В. А. Сорокин, ушел на фронт защищать Родину. Многие из учителей не вернулись с войны. В учительских коллективах школ 8 и 9 мужчины составляли до 40 % педагогов. Большой вклад в работу школ внесли завуч школы № 9 Е. В. Ваганова и завуч начальных классов школы № 9 Е. М. Лишицкая. Учителя были санитарами и членами избирательной комиссии во время выборов (Е. И. Владимирова, А. М. Кострикова, С. А. Абатурова и др.) Депутатами первого созыва Горсовета стали П. А. Мехаева и А. А. Денисова.
40-е годы: Огненные выпуски школы (1941-1943гг.)
Напряженной была работа завода в предвоенные годы, но ежегодно значительные средства выделялись на организацию отдыха детей. Несколько отличников учебы ежегодно направлялись в пионерский лагерь «Артек», десятки детей школы отдыхали в Антоновском санатории. Сотни пионеров и школьников проводили летние каникулы в пионерских лагерях на Руше, в Балакино. Летом 1939 года 14 учеников под руководством учителя географии школы № 9 совершили путешествие по Кавказу (В.Панова, О.Шамина и другие).Летом 1940 года группа учеников в составе 30 человек (В.Кетова, Нечаева, Комарова и другие) поехали на южный берег Крыма. Намечалась такая поездка и на лето 1941 года.
Многие старшеклассники занимались в летной планерной школе Осоавиахима. Они много работали по созданию технической базы аэроклуба, встречались в связи с этим с летчиком С.А.Черных, который первым из тагильчан был удостоен звания Герой Советского Союза.
Курсанты авиаклуба Виктор Двойников, Борис Задворных, Юрий Серебряков, Федя Сидоров в январе 1941 года досрочно сдали выпускные экзамены и были направлены в училище военной авиации. С первых дней войны ускоренный выпуск училища вступил вбой с фашистскими летчиками в небе Украины и Кавказа.
В 1944 году, сбив вражеский самолет, в районе Поти погиб Виктор Двойников, над Западной Украиной воздушном бою погиб лучший лыжник района Гена Сандаков, в небе Кавказа погиб Юрий Серебряков.
22 июня 1941 года изменили жизнь и судьбу миллионов советских людей. Началась Великая Отечественная война.
В конце лета в помещении школы был создан эвакогоспиталь №2553. Часть учеников, преподавателей и основное оборудование было передано в школу № 7, старшеклассники перешли с некоторыми преподавателями в школу № 9. Приезжали десятки тысяч людей с эвакуированными предприятиями Украины, Москвы, Ленинграда, строились сотни землянок, бараков. Тысячи голодных, полураздетых детей, многие из которых испытали на себе войну, пришли в 1941–1942 гг. в классные комнаты школ Вагонки. Школа занималась тогда в три смены, выходила из строя система отопления, требовавшая капитального ремонта, и дети сидели за партами одетыми, а чернила грозили замерзнуть. Часто на класс было два-три учебника по предмету, а тетради сшивали из старых чертежей.
1943-1954 г.г. введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Школа № 9 стала мужской.
С 5-го сентября 1941 года все учащиеся 7–10 классов были отправлены на уборочные работы в пригородные деревни. С каждой группой ехал учитель. Работали честно и добросовестно месяц, хорошим подспорьем для семей стало небольшое количество заработанных овощей и картофеля. По разнарядкам исполкома райсовета школьники с учителями отправлялись зимой в лес для заготовки дров садикам.
Государство в труднейших условиях войны организовывало в школах дополнительное питание детей бесплатными небольшими булочками (по одной в день).
Ребята собирали теплые вещи для красноармейцев на фронт, деньги на строительство танковой колонны и эскадрилий самолетов, в составе тимуровских отрядов помогали семьям воинов.
Уходили со школьной скамьи старшеклассники на фронт, к станкам военных заводов.
В 1942 году ушли на фронт выпускники Вадим Глухов, Юрий Хлопотов, комсорг школы Радик Ткаченко и многие другие. В школу начали приходить фронтовые треугольнички от учителей и учеников, но не только письма…
2 октября 1942 года погиб под Сталинградом Р. Ткаченко, 22 марта 1943 года, в день своего девятнадцатилетия, от осколков вражеской мины погиб В. Глухов, А. В. Сапожникову было только 17 лет, в армию его еще не могли взять, и он ушел на фронт после курсов Свердловского юридического института. Он с детства мечтал быть красным командиром. 13 июня 1944 года гвардии сержант В. И. Сапожников погиб на румынской земле. В июне 1943 года в школе был последний военный выпуск.
Первые годы МСШ № 9 (1944–1950)
На Украине, в Белоруссии и в Прибалтике громили фашистов ученики и учителя 9-й, отцы и старшие братья мальчишек, родившихся в 30-е годы и сидевших за партами.
Никогда страна не забывала о школьниках: дополнительное питание, детская столовая, летние пионерские лагеря существовали для детей в трудные военные годы.
С победой над врагом менялась и жизнь школы. 1945 год ноябрь ученики возвращаются в здание школы. Был ликвидирован госпиталь, и сотни мальчишек, получив по парте, школьной доске, связке книг или наглядных пособий, превратили госпитальные палаты в классные комнаты, перевезя всё по снегу за несколько часов. Школу в это время возглавляли учителя математики, директор К. Е. Мороча и завуч А. М. Кожевникова.
Очень тяжело было работать в те годы в мужской школе. Полуголодные, безнадзорные, в маленьких многолюдных неблагоустроенных квартирах, дети часто затрачивали много времени на домашние хозяйственные дела, плохо готовили уроки. Среди мальчишек часто были драки, бесцельное мотание по улицам в отсутствие внешкольных учреждений. В этих условиях школа сумела отлично поставить работу своей библиотеки, возглавляемой Л. Н. Пивоваровой. 1947-1948 г.г. создан школьный сад. Руководство школы и учитель Г. Б. Меерсон подняли мальчиков на создание на пустыре вокруг школы фруктового сада, были высажены десятки яблонь и сотни кустов малины, крыжовника. Пришкольный участок стал одним из первых зелёных островков Вагонки.
Коллективизм, любовь к музыке, борьба за честь школы воспитывались в большом школьном хоре, работавшем круглогодично под руководством М. В. Толмачевой и успешно выступавшем на районных и городских смотрах художественной самодеятельности.
Большинство учеников школ, 700–800 мальчишек, учились в те годы в начальных классах, работу которых возглавляла требовательная, знающая и энергичная Галина Иосифовна Еркина. Завучем старших классов был Константин Александрович Махров, учитель литературы, приобщавший мальчиков к поэтическому творчеству.
После демобилизации в школу в 1946 году пришел молодой учитель физики Петр Васильевич Бурнашов, энтузиаст радиодела, бывший артиллерист, отлично знающий технику. Он быстро сплотил вокруг себя мальчишек, привил им любовь к решению физических задач, к изготовлению действующих приборов и моделей.
Выбор судьбы многих послевоенных выпускников определился в кружках Петра Васильевича. В 1947 году начал преподавать физкультуру недавний школьник и фронтовик Л. А. Эстрин. В 5-х–7-х классах начали работу выпускники Нижнетагильского учительского института Г. Л. Алферова, Л. М. Кулагина и другие.
В 1947 году состоялся первый послевоенный выпуск школы. Их было только пять мальчиков, все они стали инженерами и работали в Москве, Челябинске, Нижнем Тагиле. На следующий год выпускников было уже 15, и среди них – первые два ученика школы, награжденные золотыми медалями. Медаль № 1 получил будущий инженер-артиллерист Дима Горошников.
Немногочисленными были и другие выпуски. Организатором химического кабинета в школе, умелым, опытным педагогом был Яков Мартынович Кербер, начавший работу в нашей школе с 1947 года.
50-е годы: Школа на новом подъеме (1951-1956 г.)
Последние годы мужской школы. Все больше и больше мальчиков не расстаются со школой до окончания школы.
Отменена карточная система, неуклонно повышается благосостояние людей. На улицах Вагонки один за другим появляются благоустроенные многоэтажные дома. Рождаются новые улицы и микрорайоны. В 1951 учебном году впервые за свое существование школа № 9 имеет 4 восьмых класса.
Комсомольская организация становится значительной силой и помощником в жизни коллектива.
В августе 1952 года в коллектив школы сразу пришло 12 молодых учителей- выпускников университетов и пединститутов Москвы, Киева, Свердловска, Перми. Они приняли на себя преподавание большинства предметов в 5-9 классах. Тяжелы были первые годы работы в мужской школе педагогов-комсомольцев, но директор школы Климентий Елисеевич Мороча, учителя К.А.Марков, Г.И.Еркина, Р.Б.Меерсон, Я.М.Кербер и другие оказывали им настоящую помощь, всячески оберегали и поддерживали хорошие начинания и авторитет молодежи. С годами большинство из этих молодых учителей перейдут работать в другие школы, но на десятилетия останутся педагогами и сохранят благодарность родной школе и первым коллегам-наставникам.
1 сентября 1954 года повсеместно было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Сотни девочек после 11-летнего перерыва заполнили классы девятой школы. Непросто им было принять стиль жизни мужской школы, её настойчивый уклон в сторону естественных и технических дисциплин, но настойчивость учителей и учеников победила.
Значительную роль в сплочении коллективов новых классов сыграли сентябрьские сельскохозяйственные работы и особенно подготовка и проведение большого новогоднего бала – встречи 1955 года с сотнями костюмов, коридорами и классами, украшенными бурлящей фантазией мальчиков и девочек. Несколько лет новогодние вечера были центральными событиями школьной жизни.
Выпуск 1954 и 1955 годов были последними в истории мужской школы. В старших классах, многие мальчики работали дополнительно по математике и физике с первым сборником задач МФТИ. Регулярно занимались в кружках по физике и математике. Именно этим выпускникам суждено было проложить дорогу остальным в университеты и ведущие ВУЗы Москвы, Казани, Харькова, Свердловска. Первым выпускником школы — студентом МФТИ стал Саша Заболотный, первым студентом МГУ – будущим физиком-атомщиком стал Вадим Пакин, на математические и физические факультеты университетов Казани и Харькова поступили лучшие выпускники школы. Многие мальчики избрали профессию военных.
В 1956 году в школе был самый большой выпуск. 157 девочек и мальчиков 5 классов получили аттестат о среднем образовании. Передовыми рабочими и инженерами родного Уралвагонзавода, научными сотрудниками, врачами, партийными работниками, педагогами и представителями многих других профессий стали эти ребята.
Только два года учились в школе девочки этого выпуска, но на всю жизнь школа и её учителя остались самыми родными и близкими в жизни. Было чем гордиться молодым учителям и классным руководителям десятиклассников.
Начало политехнического обучения в нашей школе (1957-1961 г.г.)
Период 1957-1961 г.г. был сложным в жизни школы. Выдвигались на руководящую работу молодые учителя, уходили на заслуженный отдых первые учителя старшего поколения, менялось руководство школы.
Коллектив учителей химии возглавлял Яков Мартынович Кербер — педагог с 20-летним стажем работы. Он был инициатором научного оснащения химического кабинета, регулярного проведения практических работ. В последствии Я.М.Керберу было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
Гордостью и опорой школы был коллектив учителей начальных классов: Е.Н.Храмова, А.Н.Быстрова, А.С.Кочеткова, Е.Н.Пазухина, Г.И.Головизнина давали своим ученикам хорошие знания русского языка и математики, навыки работы в школе и дома.
Школа стала инициатором организации политехнического обучения в районе и городе. По инициативе П.В.Бурнашова был создан автокласс, школа приобрела грузовой автомобиль, на котором десять мальчиков и девочек получили первые навыки управления совершенной техникой. В школе трудами учителей, учеников и шефов появились учебные мастерские.
Среди учеников первыми помощниками Петра Васильевича были Шаков и Толстопятов – выпускники 1958 года. В школьных мастерских по заказу Уралвагонзавода изготавливались некоторые детали.
В конце 1958 года в первых двух девятых классах было одним из первых введено одиннадцатилетнее производственное обучение. Два дня в неделю мальчишки и девчонки проходили обучение в отделе подготовки кадров завода и непосредственно на рабочих местах.
Учителя стали частыми гостями в цехах завода, на уроках физики, химии, математики, географии и других предметов. Все чаще использовались материалы предприятий района и города. Тщательно готовились экскурсии на производство. Выпускники 1960 года вместе с аттестатами об образовании получили свидетельства о присвоении рабочих разрядов токарей и фрезеровщиков. Большинство из них на всю жизнь связали себя с Уралвагонзаводом, вернувшись в цеха после учебы в Вузах.
В конце 50-х годов в городе начали проводиться олимпиады по математике. Первыми их участниками и победителями были В.Турчина, В.Сшарадзе, Л.Долбилова, В.Некрасов. С января 1961 года стали регулярными районные и областные математические, политехнические олимпиады. Команды школы регулярно становились победителем районов, а Галя Гричко стала победителем первой областной математической олимпиады.
В мае 1959 года настойчивыми усилиями девятиклассников в школе была создана школьная картинная галерея. На её открытии с сообщениями выступили ученики, учителя школы, искусствоведы городского музея. В 1958 году перед школой был установлен бюст А.С.Макаренко.
Мальчишки нашей школы активно участвовали в художественной самодеятельности центрального клуба УВЗ. Ведущими актерами детских спектаклей были братья В.И.Ежовы, С.Касаткин, Г.Гришенко, и другие.
И. Писаревский, С.Каменнов после полета Юрия Гагарина за две недели изготовили большую модель ракеты, в которой во главе колонны школы на демонстрации проехал космонавт Володя Левит.
60-е годы: Восьмилетняя школа № 9 (1961-1966 г.г.)
В сентябре 1961 года 9-11 классы района были сосредоточены в школе № 35. Туда же из 9-й была переведена часть преподавателей.
Работа школы в это время сосредоточилась на пионерских классах.
Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию. Под руководством О.Н.Овчинниковой прошел городской семинар по работе школы с картинной галереей.
Особенно остро стояла потребность в спортивном зале, который до этого много лет состоял из 2-х классных комнат. Летом 1962 года зал был углублен и приближен к типовым, оборудован новыми снарядами. В жизнь школы все больше входили занятия музыкой, домоводством, развивая наклонности детей.
К одному из смотров художественной самодеятельности старшеклассники приготовили сцены из балета «Щелкунчик».
В эти годы полной успеваемости добиваются учителя начальных классов, возглавляемые А.С.Кочетковой. Именно в этих классах мастера своего дела А.П.Толстопятова, Е.Н. Храмова, Н.И. Култышева закладывали прочные знания русского языка, арифметики, ручного труда, природоведения, прививали детям аккуратность, внимание.
Весной 1965 года усилиями М.З.Брахман и учеников на здании школы была укреплена мемориальная доска о пребывании эвакогоспиталя № 2553 и возникла традиция митингов у школы в день Победы.
С 1961-1966 гг. школа была 8-ми летней.
В 1967 году после шестилетнего перерыва четыре десятых класса окончили нашу школу. В 1968 году в школе был создан математический класс. В эти годы комсомольцы летом работали на полях села Никитино Салдинского района, помогали корчевать лес, шефствовали над местной школой.
70-е годы
Первый выпуск математических классов школы. 10 А 1970 год. С учителями А.Поляковым, Т.И.Игошиной, Ф.И.Фридман, К.А.Бойм, Б.С.Гельрудом, О.Н.Овчинниковой (директор), Н.В.Сальниковой (завуч).
Группа «Поиск» (1974 – 1975 г.г.)
Летом 1974 года к школе в сопровождении секретаря райкома партии подъехал энергичный пожилой человек. Директору школы Овчинниковой О.Н. он представился академиком-секретарем ВАСХНИЛ, выпускником 1940 года. Это был Л.Г.Прищеп. Он попросил помочь ему найти его одноклассников и классного руководителя К.И. Борейшо. С Клавдией Ивановной ему помогли встретиться, а об одноклассниках учителя и ученики школы ничего сказать не могли. Были такие встречи и раньше.
Осенью 1974 года в преддверии 30-летия Победы над фашистской Германией ученики 10 Б класса начали систематический поиск довоенных учеников и учителей, погибших в боях с фашистами. Помогла память М.З. Брахман. С 20 ноября день за днем начались встречи с довоенными учениками и учителями. Возглавила группу «Поиск» — Таня Черепанова. Каждая встреча давала новые адреса, новые фамилии, новые фотографии погибших, фотографии классов.
Большую помощь группе «Поиск»оказали выпускники 1937-1939 г.г. Пермитина Г.Д., Соколова Ф.П., Крушельницкая Т.П. В десятки городов направлялись письма, запросы в адресные столы. Эту часть работы взяла на себя комсорг класса Лена Малинина.
Получаемые фотографии подчас были очень мелкими и ветхими. Огромную работу по их переснятию, увеличению и размножению выполнял Саша Даниловский. В январе 1975 года начали приходить первые ответы на письма.
1 февраля на традиционный вечер встречи выпускников школы были приглашены десятки довоенных учеников и учителей. Много фотографий осталось от той встречи. Зачитывались письма и телеграммы, в классах и коридорах была организована выставка собранных материалов. К этому времени ребята установили около 30 фамилий погибших, нашли сведения и фотографии о многих из них. По призыву газеты «Комсомольская правда », ребята направили туда статью. 23 марта в газете появилась статья об учениках «огненных» выпусков, а через день ребята отправились в Москву. В столице ребята встретились с родственниками погибших учеников, побывали на могиле Левы Гудина, в архиве Министерства обороны СССР, получили новые сведения о выпускниках. После поездки началась подготовка к открытию обелиска у школы, в которой участвовал весь класс. 5 мая 1975 года обелиск был открыт.