Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9.

г. Нижний Тагил, Свердловская область, ул. Ильича 12. Лицензия: серия 66Л01, №0003264 (рег. №14779)
т. (3435)33-55-69
Пн. - Сб. с 8.00 до 17.00
 
Сведения об образовательной
организации
40-е годы: Огненные выпуски школы (1941-1943гг.)
Напряженной была работа завода в предвоенные годы, но ежегодно значительные средства выделялись на организацию отдыха детей. Несколько отличников учебы ежегодно направлялись в пионерский лагерь «Артек», десятки детей школы отдыхали в Антоновском санатории. Сотни пионеров и школьников проводили летние каникулы в пионерских лагерях на Руше, в Балакино. Летом 1939 года 14 учеников под руководством учителя географии школы № 9 совершили путешествие по Кавказу (В.Панова, О.Шамина и другие).Летом 1940 года группа учеников в составе 30 человек (В.Кетова, Нечаева, Комарова и другие) поехали на южный берег Крыма. Намечалась такая поездка и на лето 1941 года.

Многие старшеклассники занимались в летной планерной школе Осоавиахима. Они много работали по созданию технической базы аэроклуба, встречались в связи с этим с летчиком С.А.Черных, который первым из тагильчан был удостоен звания Герой Советского Союза.

Курсанты авиаклуба Виктор Двойников, Борис Задворных, Юрий Серебряков, Федя Сидоров в январе 1941 года досрочно сдали выпускные экзамены и были направлены в училище военной авиации. С первых дней войны ускоренный выпуск училища вступил вбой с фашистскими летчиками в небе Украины и Кавказа.

В 1944 году, сбив вражеский самолет, в районе Поти погиб Виктор Двойников, над Западной Украиной воздушном бою погиб лучший лыжник района Гена Сандаков, в небе Кавказа погиб Юрий Серебряков.

22 июня 1941 года изменили жизнь и судьбу миллионов советских людей. Началась Великая Отечественная война.

В конце лета в помещении школы был создан эвакогоспиталь №2553. Часть учеников, преподавателей и основное оборудование было передано в школу № 7, старшеклассники перешли с некоторыми преподавателями в школу № 9. Приезжали десятки тысяч людей с эвакуированными предприятиями Украины, Москвы, Ленинграда, строились сотни землянок, бараков. Тысячи голодных, полураздетых детей, многие из которых испытали на себе войну, пришли в 1941–1942 гг. в классные комнаты школ Вагонки. Школа занималась тогда в три смены, выходила из строя система отопления, требовавшая капитального ремонта, и дети сидели за партами одетыми, а чернила грозили замерзнуть. Часто на класс было два-три учебника по предмету, а тетради сшивали из старых чертежей.

1943-1954 г.г. введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Школа № 9 стала мужской.

С 5-го сентября 1941 года все учащиеся 7–10 классов были отправлены на уборочные работы в пригородные деревни. С каждой группой ехал учитель. Работали честно и добросовестно месяц, хорошим подспорьем для семей стало небольшое количество заработанных овощей и картофеля. По разнарядкам исполкома райсовета школьники с учителями отправлялись зимой в лес для заготовки дров садикам.

Государство в труднейших условиях войны организовывало в школах дополнительное питание детей бесплатными небольшими булочками (по одной в день).

Ребята собирали теплые вещи для красноармейцев на фронт, деньги на строительство танковой колонны и эскадрилий самолетов, в составе тимуровских отрядов помогали семьям воинов.

Уходили со школьной скамьи старшеклассники на фронт, к станкам военных заводов.

В 1942 году ушли на фронт выпускники Вадим Глухов, Юрий Хлопотов, комсорг школы Радик Ткаченко и многие другие. В школу начали приходить фронтовые треугольнички от учителей и учеников, но не только письма…

2 октября 1942 года погиб под Сталинградом Р. Ткаченко, 22 марта 1943 года, в день своего девятнадцатилетия, от осколков вражеской мины погиб В. Глухов, А. В. Сапожникову было только 17 лет, в армию его еще не могли взять, и он ушел на фронт после курсов Свердловского юридического института. Он с детства мечтал быть красным командиром. 13 июня 1944 года гвардии сержант В. И. Сапожников погиб на румынской земле. В июне 1943 года в школе был последний военный выпуск.

Первые годы МСШ № 9 (1944–1950)
На Украине, в Белоруссии и в Прибалтике громили фашистов ученики и учителя 9-й, отцы и старшие братья мальчишек, родившихся в 30-е годы и сидевших за партами.

Никогда страна не забывала о школьниках: дополнительное питание, детская столовая, летние пионерские лагеря существовали для детей в трудные военные годы.

С победой над врагом менялась и жизнь школы. 1945 год ноябрь ученики возвращаются в здание школы. Был ликвидирован госпиталь, и сотни мальчишек, получив по парте, школьной доске, связке книг или наглядных пособий, превратили госпитальные палаты в классные комнаты, перевезя всё по снегу за несколько часов. Школу в это время возглавляли учителя математики, директор К. Е. Мороча и завуч А. М. Кожевникова.

Очень тяжело было работать в те годы в мужской школе. Полуголодные, безнадзорные, в маленьких многолюдных неблагоустроенных квартирах, дети часто затрачивали много времени на домашние хозяйственные дела, плохо готовили уроки. Среди мальчишек часто были драки, бесцельное мотание по улицам в отсутствие внешкольных учреждений. В этих условиях школа сумела отлично поставить работу своей библиотеки, возглавляемой Л. Н. Пивоваровой. 1947-1948 г.г. создан школьный сад. Руководство школы и учитель Г. Б. Меерсон подняли мальчиков на создание на пустыре вокруг школы фруктового сада, были высажены десятки яблонь и сотни кустов малины, крыжовника. Пришкольный участок стал одним из первых зелёных островков Вагонки.

Коллективизм, любовь к музыке, борьба за честь школы воспитывались в большом школьном хоре, работавшем круглогодично под руководством М. В. Толмачевой и успешно выступавшем на районных и городских смотрах художественной самодеятельности.

Большинство учеников школ, 700–800 мальчишек, учились в те годы в начальных классах, работу которых возглавляла требовательная, знающая и энергичная Галина Иосифовна Еркина. Завучем старших классов был Константин Александрович Махров, учитель литературы, приобщавший мальчиков к поэтическому творчеству.

После демобилизации в школу в 1946 году пришел молодой учитель физики Петр Васильевич Бурнашов, энтузиаст радиодела, бывший артиллерист, отлично знающий технику. Он быстро сплотил вокруг себя мальчишек, привил им любовь к решению физических задач, к изготовлению действующих приборов и моделей.

Выбор судьбы многих послевоенных выпускников определился в кружках Петра Васильевича. В 1947 году начал преподавать физкультуру недавний школьник и фронтовик Л. А. Эстрин. В 5-х–7-х классах начали работу выпускники Нижнетагильского учительского института Г. Л. Алферова, Л. М. Кулагина и другие.

В 1947 году состоялся первый послевоенный выпуск школы. Их было только пять мальчиков, все они стали инженерами и работали в Москве, Челябинске, Нижнем Тагиле. На следующий год выпускников было уже 15, и среди них – первые два ученика школы, награжденные золотыми медалями. Медаль № 1 получил будущий инженер-артиллерист Дима Горошников.

Немногочисленными были и другие выпуски. Организатором химического кабинета в школе, умелым, опытным педагогом был Яков Мартынович Кербер, начавший работу в нашей школе с 1947 года.

50-е годы: Школа на новом подъеме (1951-1956 г.)
Последние годы мужской школы. Все больше и больше мальчиков не расстаются со школой до окончания школы.

Отменена карточная система, неуклонно повышается благосостояние людей. На улицах Вагонки один за другим появляются благоустроенные многоэтажные дома. Рождаются новые улицы и микрорайоны. В 1951 учебном году впервые за свое существование школа № 9 имеет 4 восьмых класса.

Комсомольская организация становится значительной силой и помощником в жизни коллектива.

В августе 1952 года в коллектив школы сразу пришло 12 молодых учителей- выпускников университетов и пединститутов Москвы, Киева, Свердловска, Перми. Они приняли на себя преподавание большинства предметов в 5-9 классах. Тяжелы были первые годы работы в мужской школе педагогов-комсомольцев, но директор школы Климентий Евсеевич Мороча, учителя К.А.Марков, Г.И.Еркина, Р.Б.Меерсон, Я.М.Кербер и другие оказывали им настоящую помощь, всячески оберегали и поддерживали хорошие начинания и авторитет молодежи. С годами большинство из этих молодых учителей перейдут работать в другие школы, но на десятилетия останутся педагогами и сохранят благодарность родной школе и первым коллегам-наставникам.

1 сентября 1954 года повсеместно было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Сотни девочек после 11-летнего перерыва заполнили классы девятой школы. Непросто им было принять стиль жизни мужской школы, её настойчивый уклон в сторону естественных и технических дисциплин, но настойчивость учителей и учеников победила.

Значительную роль в сплочении коллективов новых классов сыграли сентябрьские сельскохозяйственные работы и особенно подготовка и проведение большого новогоднего бала – встречи 1955 года с сотнями костюмов, коридорами и классами, украшенными бурлящей фантазией мальчиков и девочек. Несколько лет новогодние вечера были центральными событиями школьной жизни.

Выпуск 1954 и 1955 годов были последними в истории мужской школы. В старших классах, многие мальчики работали дополнительно по математике и физике с первым сборником задач МФТИ. Регулярно занимались в кружках по физике и математике. Именно этим выпускникам суждено было проложить дорогу остальным в университеты и ведущие ВУЗы Москвы, Казани, Харькова, Свердловска. Первым выпускником школы — студентом МФТИ стал Саша Заболотный, первым студентом МГУ – будущим физиком-атомщиком стал Вадим Пакин, на математические и физические факультеты университетов Казани и Харькова поступили лучшие выпускники школы. Многие мальчики избрали профессию военных.

В 1956 году в школе был самый большой выпуск. 157 девочек и мальчиков 5 классов получили аттестат о среднем образовании. Передовыми рабочими и инженерами родного Уралвагонзавода, научными сотрудниками, врачами, партийными работниками, педагогами и представителями многих других профессий стали эти ребята.

Только два года учились в школе девочки этого выпуска, но на всю жизнь школа и её учителя остались самыми родными и близкими в жизни. Было чем гордиться молодым учителям и классным руководителям десятиклассников.
Файл PDF
История школы
Размер файла: 3.8Мб | Обновлен: 27.08.2011
Последнее обновление: 25 августа 2012