Консультация №6: Выбираем предметы для итоговой аттестации.
Здравствуйте, Уважаемые Родители! Кажется, совсем недавно вы привели своих детей в школу. И вот уже настало время подумать о том, какие предметы нужно выбрать ребёнку для прохождения итоговой аттестации в 9 классе. Выбор этот не всегда прост и очевиден, хотя бы потому, что у разных ребят к моменту окончания основного общего образования складываются разные возможности (по уровню усвоения учебных программ по предметам; по профессиональным предпочтениям и интересам и даже по сложившимся отношениям с преподавателями).
Когда администрация школы в сентябре в 9 классе начинает собирать сведения о предметах по выбору для итоговой аттестации, это становится неожиданным для многих ребят и их семей. Но такой ранний сбор сведений о предметах для прохождения ОГЭ имеет свои причины. Во-первых, для многих это становится первым толчком к обдумыванию будущей профессии. Во-вторых, сбор подобной информации позволит как можно ранее сформировать группы подготовки по предметам. В третьих, будет возможность, попробовав свои силы в написании пробных вариантов, понять правильную тактику подготовки.
Запрос администрации влечёт за собой ежегодный прирост обращений ребят за консультацией именно в сентябре. Многие ребята записываются ко мне на профконсультацию в надежде, что психолог сможет назвать конкретную специальность, на которую они пойдут обучаться и, соответственно, предметы, которые надо выбирать для ОГЭ.
К сожалению, а может и к счастью, я не сторонник быстрого тестирования и результата консультации в виде готового набора профессий. Ведь абсурдна ситуация, когда, рассадив класс за компьютеры, мы получим красиво распечатанные рекомендации для Иванова стать метрологом (в понимании Иванова – специалистом по метро), для Петрова – кинологом (в понимании Петрова – специалистом по кино), а для Сидорова – оператором по выращиванию дрожжей. Если применять старые формы без надлежащей интерпретации, есть риск формирования у подростков пассивной позиции “ведомого”. Причем, эта позиция часто бывает вполне комфортна для ребёнка, так как предполагает снижение его персональной ответственности за сделанный выбор.
Работа взрослого (родителя, психолога и т.д.) может быть начата с того, чтобы предложить подросткам самим попробовать сделать свою личную классификацию… даже не профессий, а тех трудовых действий и личных качеств, которые позволят ему накормить себя и свою семью, стать состоявшимся человеком в своем городе, регионе, стране, за ее пределами. В ряде случаев надо предусмотреть отсутствие у подростка какого бы то ни было профконсультационного запроса, ведь для данного возрастного периода чаще всего свойственно как отсутствие понимания ценности совершаемого выбора, так и недостаточная потребность в его реализации. Поэтому перед нами (родителями, психологами) стоит задача поймать момент появления запроса, придать ему эмоциональную окраску ( молодец, что ты уже задумываешься об этом, значит взрослеешь) и конкретизировать его.
Как это сделать родителям? Я рекомендовала бы вам, уважаемые взрослые, не забывать о доверительных отношениях с ребёнком, об их формировании и поддержании. Ведь если ребёнок не привык обсуждать с родителями важные моменты своей жизни, то вряд ли он захочет обсуждать с ними свои профессиональные выборы.
Важно подробно обсуждать детьми вопросы их профессионального становления. Расскажите, чем отличается колледж от ВУЗа (знаю, что для некоторых это очевидно), кто такой абитуриент (некоторые дети не знакомы с этим понятием).
Если ваш ребёнок планирует заканчивать 9 классов, постарайтесь посмотреть с ним сайты колледжей, обратите внимание на то, что почти во всех из них приём идёт по среднему баллу аттестата. Честно сказать, о среднем балле аттестата важно задуматься ещё в 7-8 классах, когда у ребят заканчивается ряд предметов (например, ИЗО в 8 классе, музыка в 7 классе и т.д.). В итоге «лишняя» пятёрка или четвёрка могут дать шанс пройти на бюджет в колледж на выбираемую профессию (конкурс в медколледж, например, очень высок). Есть смысл, понимая, что вашему ребёнку трудно учиться, проговорить с ним возможность получения высшего образования после колледжа. (Примеры из жизни: 1.колледж- выбираем «учитель начальных классов»; ВУЗ выбираем логопед или 2. колледж-выбираем «сварщик»; армия; ВУЗ -специалист МЧС ( с навыками вскрытия дверей для спасательных операций). т.д.
Если планируете идти в 10 класс, обсудите с ребёнком: куда вы его готовы отпустить учиться. Откройте ВУЗы этих городов, вкладка «Абитуриенту», далее список специальностей, вступительные испытания. После детального изучения обстановки, можно даже посмотреть приказы о зачислении, если точно знаете название специальности, на которую хотите пойти. Это даст вам возможность предварительно узнать проходные баллы. Если есть проблема с выбором профессии, можно найти «Калькулятор ЕГЭ», который поможет соотнести выбираемые комбинации предметов с выбранной специальностью.
Вся эта родительская «работа» принесёт вам, уважаемые взрослые, чувство удовлетворения от того что вы прикоснулись к непростому этапу самоопределения своего ребёнка. А вашим детям это даст ощущение поддержки, уверенности в правильном выборе и понимания того, что происходит.
И, конечно же, мы в школе ждём ребят на консультацию. Но будьте готовы к тому, что это будет консультация-разговор, возможно с домашним заданием и с минимальным объёмом диагностических процедур.
На занятии с психологом-консультантом по профориентации ребёнок:
- определяет собственные краткосрочные и долгосрочные образовательные цели, (например: я иду в колледж после 9 класса, там приём по среднему баллу аттестата, значит, в этом учебном году мне надо улучшить свои итоговые оценки);
- обосновывает выбор предметов для итоговой аттестации;
- осваивает инструменты планирования собственной учебной и внеучебной деятельности;
- проясняет собственные интересы и сильные стороны;
- ищет способы преодоления трудностей, с которыми он сталкивается в ходе прохождения подготовки к итоговой аттестации.
Большое спасибо за внимание! Всем Вам успехов в нелёгком труде воспитания! А нашим детям-счастливых дорог!
С уважением, Инна Николаевна.